Почему губернатор Пермского края ушел в отставку?

Последняя волна отставок губернаторов прошла в феврале этого года, тогда свой пост оставили главы пяти регионов – Бурятии, Карелии, Пермского края, Новгородской и Рязанской областей. Как отмечают эксперты, отставка губернаторов не была неожиданным событием, так как главы этих субъектов давно находились под наблюдением и входили в число «кандидатов на вылет». Интересен тот факт, что 5 февраля «Ведомости» опубликовало статью со списком губернаторов, которые могли бы лишиться своего поста, а на следующий день В. Басаргин (Пермский край) сложил свои полномочия. Хотя в декабре прошлого года губернатор говорил о своем желании идти на выборы для переизбрания. В чем же причина его отставки?

Для того чтобы сохранить свое место губернаторам нужно соответствовать нескольким критериям. Среди них: электоральная поддержка губернатора; социально-экономическая ситуация в субъекте; отсутствие массовых социальных протестов; достойный результат партии власти на выборах; «степень конфликтности взаимоотношений губернатора с региональными элитами». Если губернатор не соответствует выделенным критериям, то вероятность его увольнения крайне высока. В Пермском крае проблем у губернатора было несколько это конфликт с местными элитами и недовольство населения политикой губернатора.

Экономически Пермский край является достаточно сильным регионом, по рейтингу социально-экономического положения субъектов занимает 12 место. Если мы посмотрим на показатель доходов на душу населения, то регион демонстрирует высокие показатели – 32053 руб./месяц, находится на 20 месте по данному показателю. Как отмечает Н. Зубаревич, причина отставки губернатора не экономическая, так как в целом регион «ползет по кризису так же, как и другие, долги у него относительно небольшие».  Но если мы посмотрим на рейтинг эффективности глав субъектов, в которой край занимает предпоследнее место, а так же на показатель, касающийся элитных конфликтов,  то причины отстранения губернатора становятся понятными.

Конфликт с региональными элитами и кадровая политика

Басаргин пришел в регион из соседней Свердловской области и за 4,5 года своего срока так и не смог наладить отношения с региональной элитой. Так отставка в 2015 году А. Фролова, который был главой администрации края и бывшим руководителем пермского филиала «Реновы» — ключевого инвестора региона, испортила отношения с крупным инвестором края.

В конце прошлого года произошел скандал с местным правительством. Так губернатор решил распустить краевое правительство, а после формирования нового  кабинета министров самому возглавить новую структуру. Такой шаг означал то, что в отставку вынужден будет уйти Г. Тушнолобов – председатель правительства, бывший вице-президент «ЛУКОЙЛ-Пермь» и один из самых влиятельных политиков края. Тушнолобов не принял такое решение и отказался покидать пост, но интересен тот факт, что необходимые документы для роспуска кабмина  не были подготовлены к моменту оглашения решения. В итоге Тушнолобов все-таки покинул свой пост, но его уход негативно сказался на положении губернатора, так как председатель правительства во многом сглаживал конфликты между командой губернатора и местными элитами. Еще одним чиновником, которого Басаргин отправил в отставку, является Анатолий Маховиков – бывший глава администрации губернатора, затем Маховикову предложили должность советника губернатора.

Конфликт губернатора и влиятельного политика края – Дмитрия Скриванова. Их  спор чуть не сорвал выборы в Заксобрание Пермского края, в этой ситуации федеральное правительство вынуждено было вмешаться для урегулирования конфликта. Таким образом, против Басаргина была настроена практически вся местная элита, что отразилось на результатах довыборов в Законодательное собрание, где самовыдвиженец, которого поддержала элита, существенно обогнал кандидата единоросса.

Губернатор достаточно часто проводил кадровые перестановки, однако на посты назначал не местных чиновников, а представителей из других регионов. Политикой Басаргина были недовольны и бывшие губернаторы края (Чиркунов и Трутнев), которые сохранили свое влияние в регионе, а люди, представлявшие их интересы, демонстративно покидали свои посты.

Согласно рейтингу политической выживаемости губернаторов, за 2016 год Басаргин получил два из пяти возможных балла. Такая низкая оценка в первую очередь связана с тем, что политическая команда губернатора дважды менялась за предыдущий год, что свидетельствует о слабости политического контроля и отсутствии понятной стратегии.

Коррупционные скандалы

Рекордное число коррупционных скандалов вокруг губернатора бросило тень и на самого Басаргина. Так Романа Панова — заместителя Басаргина, арестовали спустя два месяца после его назначения премьер-министром краевого правительства по подозрению в хищении 93 миллионов рублей, а затем приговорили к 6,5 годам лишения свободы. Дело Рената Синкина – главы пермской региональной службы по тарифам, которого обвинили в незаконном предпринимательстве. Дело Кирилла Маркевича (заместитель губернатора по информационной политике), которого обвинили в хищении средств. Еще одно резонансное дело связано с министром строительства и ЖКХ Виктором Федоровским: чиновника подозревали в нарушении антикоррупционного законодательства. Все эти чиновники не связаны с Пермским краем, они получили должности только с приходом Басаргина к власти.

Сам Басаргин оказывался под подозрением из-за реконструкции аэропорта Большое Савино, в этом деле у ФАС были претензии о проведении тендера на реализацию проекта, однако служба ничего сделать не смогла. Но на коррупционные скандалы федеральная власть не так часто обращает внимание, что демонстрирует кейс Свердловской области, но недовольство населения уже более веская причина для отставки, тем более в преддверии президентских выборов.

Недовольство населения

Басаргиным было недовольно и население Пермского края, которое неоднократно выходило на антигубернаторские митинги в 2015 и в 2016 годах с требованием отставки губернатора. Этому служил ряд причин.

Во-первых, нерешенные инфраструктурные проблемы, губернатор обещал построить новый третий мост через Каму, новую автомагистраль Пермь-Екатеринбург, реконструировать железнодорожный вокзал, но так и не выполнил свои обещания. Во-вторых, провал политики в области здравоохранения — массовые увольнения глав.врачей, проблемы в  работе скорой помощи, сокращение комплектации фельдшерских пунктов, уменьшение количества родильных отделений и в целом сокращение финансирования здравоохранения привело к тому, что его качество в крае значительно ухудшилось. В-третьих, были проблемы с ЖКХ, которые носили особенно острый характер.  В числе этих проблем: необходимость замены половины коммунальных сетей, большая доля ветхого и аварийного жилья и высокие тарифы на услуги.

Скандалы в культурной сфере так же увеличивали недовольство населения. Так, например, срок Басаргина в культурной жизни края запомнился увольнением руководителей театров, закрытием музея политических репрессий «Пермь-36», увольнением Марата Гельмана с поста директора музея современного искусства и завершением «пермской культурной революции».

Кроме этого к указанным причинам добавляется тот факт, что в следующем году пройдут президентские выборы, а напряженная ситуация в регионе может негативно сказаться на результате. Новому губернатору за несколько месяцев необходимо освоиться в регионе и найти поддержку, как среди населения, так и наладить контакт с местной элитой для того, чтобы победить на осенних выборах, а затем подготовиться к президентским и обеспечить необходимую явку и достойный результат.

Автор

Дарья Муратова

daariamuratova@gmail.com